Бяспека на дарозе

  АЗБУКА БЯСПЕКІ http://mir.pravo.by/library/edu/pravila-chs/azbuka_bezopasnosti/

https://mchs.gov.by/tsentr-bezopasnosti-mchs/azbuka-bezopasnosti/

 

4. Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

 

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.  

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 - 4.7 Правил.   

 5. Обязанности пассажиров

5.1. Пассажиры обязаны:

 

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
  • посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

5.2. Пассажирам запрещается:

 

  • отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
  • при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
  • открывать двери транспортного средства во время его движения.

 

 

 

6. Сигналы светофора и регулировщика

6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

 

 

 6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

 

  • ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
  • ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
  • ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
  • ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
  • КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.

 

 

 

 

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов). Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т". Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).

6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

  • со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
  • со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

 

ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

  • со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
  • со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
  • со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
  • пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

 

 

 

РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:

  • движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил. Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.

 

ПАРАДЫ БАЦЬКАМ

Рекомендации родителям по обучению детей основным правилам безопасности на дороге

 

Известным считается выражение: «Не так важно то, чему вы учите ребенка; важнее то, какой пример вы ему показываете». Родителям необходимо учить ребенка правилам поведения на дороге, показывая собственный пример. Даже, если ребенок еще грудничок и лежит в коляске, родители должны запечатлевать у него свое поведение на дороге, последовательно применяя эти навыки в каждодневной жизни.

Возрастая, дети приобретают определенные способности для ориентира на дорогах. В шесть лет ребенок имеет еще ограниченный угол зрения, и это позволяет ему видеть только две третьих той картины, что видят взрослые. Им трудно определить скорость движения различного транспорта. К тому же, ребенок в этом возрасте не умеет распределять внимание и не отличает существенное от незначительного. Поэтому, катящийся по проезжей части дороги мяч, может привлечь все его внимание.

Семилетний первоклассник уже уверенно может отличить левую сторону дороги от правой.

Восьмилетнего пешехода можно уже назвать наполовину опытным. Он четко различает, откуда доносится шум, понимает связь между величиной предмета и его удаленностью. Но в этом возрасте ребенок еще не всегда может распознать опасные ситуации на дороге.

Родители учат своих детей следующим правилам:

  • Внимание необходимо уже при выходе из дома.
  • Возле подъезда можно встретить движение транспорта. Поэтому, нужно обратить внимание ребенка на то, нет ли рядом опасности.
  • Двигаясь по тротуару, нужно держаться правой стороны и внимательно наблюдать за движением транспорта во дворе. Не надо приучать детей ходить, возить коляски или санки по проезжей части; для этого есть тротуар.
  • При переходе через дорогу сначала всегда нужно остановиться и осмотреть проезжую часть. Полезно комментировать вслух для ребенка все свои действия при переходе: «Сначала смотрим налево, нет ли машин. Давай лучше пропустим вот эту машину. Теперь, на середине, остановимся и посмотрим направо. Дорога свободна, можем переходить».

Переходить проезжую часть нужно:

a) только на перекрестке или по пешеходному переходу;

b) на зеленый свет светофора (даже если машин нет) ;

c) переходить дорогу нужно не спеша, без отвлекающих посторонних разговоров. Нельзя выскакивать на дорогу из-за машины, кустов, и т. д. , не видя всей картины на дороге.

Необходимо учить ребенка, что всегда нужно переходить дорогу (даже, где мало машин) осторожно, так как транспорт может выехать из переулка или из двора.

Маленькие советы:

а) важно обращать внимание ребенка на готовящееся к повороту транспортное средство;

б) на его сигнальные указатели поворота;

в) на то, как оно останавливается возле перехода, двигаясь по инерции.

Ожидая транспорт, следует стоять только на остановочной площадке

или тротуаре; подходить к двери для посадки — после полной остановки автобуса; не запрыгивать в транспорт в последнюю секунду, или, если движение уже началось.

Самые частые ловушки на дороге – повторяющиеся ситуации на проезжей части, в результате которых страдают дети.

1 ловушка: «Надо скорее бежать, — мой автобус! » Эта ситуация толкает опаздывающего в школу (на тренировку, в музыкальную школу и т. д. ) ребенка к главной опасности. Торопясь к автобусу, он ничего, кроме него, не видит и перебегает дорогу, не оглядываясь по сторонам. Так он может попасть под колеса другого транспорта.

2 ловушка: «Успею пробежать, ведь машина далеко». Именно так часто думают подростки и попадают под машину. За одной машиной может на большой скорости идти другая.

3 ловушка: «Если я на остановке, значит, в безопасности». Дети на остановках попадают под машину в три раза чаще, чем на перекрестках. Нельзя обходить автобус ни сзади, ни спереди. Он должен отъехать.

4 ловушка: «Опасности нет! » Транспорт, стоящий у обочины перекрывает дорогу; ребенок может не заметить машину, водитель – ребенка, и не сможет вовремя затормозить. Нужно убедиться, что опасности нет и тогда уже переходить дорогу.

5   ловушка: «Ни шага назад! » Если на дороге сложилась неожиданная ситуация, не надо в испуге метаться из стороны в сторону. Лучше остановиться и сориентироваться в обстановке.

Подготовка детей к вопросам безопасности на дороге – важный путь сохранения жизни, здоровья ребенка. Лучше предупредить, чем исправлять! Пренебрежение обучением детей дорожным правилам может очень дорого стоить обществу!

ПАРАДЫ ВУЧНЯМ

ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОГО  ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Это должен знать каждый

БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦЕ

 

Младшие школьники должны хорошо знать свой домашний адрес, номер телефона как домашнего, так и рабочих родителей.       Отправляясь на прогулку вы должны сообщить своим родителям куда идете, обговорить конкретное время возвращения домой.

Гулять или играть можно только там, где разрешили родители. Избегайте слабоосвещенных и безлюдных мест.

Никогда не принимайте от незнакомых людей сладости, подарки, деньги, приглашение покататься на машине.

Крайне опасно соглашаться с незнакомыми людьми пойти или поехать, просят им что-нибудь сделать (например, найти потерявшуюся  кошку или собаку, поднести вещи, вместе поиграть, сфотографироваться с ними).

Не вступайте в разговор с незнакомыми людьми. Особенно, когда они пытаются узнать, где и с кем вы живете, где работают ваши родители и т.д.

Если вы увидели на улице дерущихся,  не встревайте в драку. Обойдите это опасное место стороной и сообщите взрослым, чтобы они вызвали милицию.

Если вас схватили на улице и пытаются завести в подъезд или  заталкивают в машину, или просто куда-то пытаются тащить – кричите, упирайтесь, зовите милицию, любыми способами привлекайте к себе внимание. Если это случилось  в помещении – кричите «Пожар!». Обычно на этот крик откликаются все, кто  вас услышал,  потому что пожар несет в себе опасность для всех.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА  БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

 Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем. Это опасно, потому что водитель не может остановить машину сразу.

Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному  переходу.

На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.

Выйдя из автобуса не выбегайте  на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках. 

Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте  водитель  не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей  частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

Умейте  пользоваться светофором.

Помните! Только строгое соблюдение Правил дорожного движения защищает всех вас от опасностей на дороге.

 

 

Светоотражающие элементы

 

Осенью основная масса всех дорожно-транспортных происшествий происходит с наступлением темноты. При этом 60% аварий составляют наезды на пешеходов.

В дни, когда дорожную обстановку осложняют дожди и туманы, ситуация только усугубляется. Водители просто не видят находящегося на дороге человека. В большинстве случаев такие дорожные происшествия заканчиваются трагически.

Это происходит потому, что с места водителя все темные и не имеющие активного света объекты на проезжей части полностью сливаются с темнотой и становятся практически невидимыми. Для сидящего за рулем эта проблема осложняется еще слепящим светом фар от встречного потока автомобилей.

Пешеход или велосипедист, освещенный светом приближающейся машины, твердо уверен, что хорошо виден водителю, хотя это далеко не так.

Бредущий в темноте по проезжей части человек становится видимым для автомобилиста в лучшем случае за 25-30 метров. Это расстояние при скорости движения 90 км/ч автомобиль проходит приблизительно за одну секунду - слишком мало для принятия каких-либо мер. Даже при скорости 50 км/ч остановочный путь автомобиля, как правило, превышает это расстояние.

Даже ограничение скорости не всегда решает проблему безопасности пешеходов, велосипедистов и возчиков на ночной дороге.

А потому возникла необходимость сделать их как можно более видимыми для водителей. Простой и удобный способ обозначить себя в темноте – это световозвращающие жилеты, повязки, брелки и подвески, сделанные из специального материала, который не рассеивает свет фар, а с высокой интенсивностью отражает его в сторону источника, то есть практически в глаза водителю.

Такие «световозвращатели» на одежде пешехода или велосипедиста позволяют им «светиться» в свете фар на расстоянии от 130 до 400 метров. А у водителя появляется возможность своевременно увидеть в темноте человека и предпринять меры во избежание наезда.

Световозвращающие материалы используются также при обозначении в темноте велосипедов. Причем уже несколько лет оборудование этих транспортных средств «световозвращателями» (спереди - белого, сзади – красного цвета) является обязательным.