Абагульненне вопыта

Описание опыта педагогической деятельности учителя начальных классов Велько Е.Е. «Развитие исследовательских умений младших школьников на занятиях «Человек и мир»

Актуальность опыта

Дети, пришедшие в школу, по своей природе, уже являются исследователями: они любознательны, желают учиться, интересуются абсолютно всем . Много информации  об окружающем мире они получают ещё в детском саду, от своих родителей, бабушек и дедушек, из интернет -источников, телевидения, но, главное, из своих наблюдений.

 Приходят совершенно разные ребята. Всем обучающимся, в основном,  шесть лет. Возраст «почемучек». Десятки вопросов. Начинаешь задумываться, как  увлечь, чем заинтересовать  детей? Что нужно сделать для того, чтобы интерес к знаниям не угас?

На занятиях приходится использовать  много дополнительного материала,  стараюсь не ограничиваться учебной программой, при условии, что это будет интересно и доступно пониманию обучающихся. Мало  просто учить детей. Необходимо научить их добывать знания.   Самые ценные и прочные знания не те, что усваиваются путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно. Ребёнку гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственное исследование, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Есть над чем задуматься.

В связи с этим появилась необходимость организовать познавательную и творческую деятельность так, чтобы учить детей  размышлять, прогнозировать, планировать свои действия,  поддерживать обучающихся в их стремлении к изучению нового и необычного.

 Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?

Цель педагогической деятельности- создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Задачи педагогической деятельности:

  • создать эффективные условия для развития исследовательских умений у обучающихся  по предмету «Человек и мир»;
  • развивать исследовательские умения обучающихся на занятиях по предмету «Человек и мир» , использовав методы и приёмы исследовательского обучения;
  • определить уровень учебных достижений  обучающихся 1-3 классов по предмету «Человек и мир».

Длительность работы над опытом

 Интерес к организации исследовательской деятельности возник  у меня давно. Итоговый контроль знаний  по предмету «Человек и мир» показывал недостаточный уровень качества знаний моих учащихся. Пассивное усвоение знаний не вызывало интереса у детей к этому предмету. Нужно было искать пути решения этой проблемы.

А ещё, когда впервые на районном уровне организовали конкурс научно-исследовательских работ  младших школьников «Я - юный исследователь», мои ученики тоже приняли участие . Но результаты  не порадовали. Работы были больше похожи на реферат. Нужно было что-то менять. И начинать нужно было с себя. Трудно было делать первые шаги. Но, поверьте, это того стоит.

Именно тогда возникла идея проводить занятия-исследования, опыты и эксперименты, занятия-тренинги, практические задания и игры, способствующие формированию и развитию  исследовательских  умений у своих обучающихся.

Ведущая идея опыта

Опыт моей педагогической практики раскрывает использование в процессе обучения предмету «Человек и мир» приёмов и методов исследования, способствующих развитию исследовательских умений на доступном для данного возраста уровне.

На учебных занятиях по предмету «Человек и мир» создаю условия для того, чтобы учащиеся сами могли ставить и выявлять проблемы, уточнять неясные вопросы, формулировали и проверяли гипотезы, планировали и разрабатывали исследовательские действия, собирали данные (накапливали факты, наблюдали,  доказывали), анализировали, сопоставляли их, выступали с подготовленными сообщениями, делали обобщения и выводы.

Одним из важнейших условий  развития исследовательских умений у детей считаю создание проблемных  ситуаций в процессе обучения, учить детей находить выход из них, уметь ставить цели и достигать их, преодолевать трудности и одерживать большие и маленькие победы над собой.

Научно-методическое обоснование опыта

В психолого-педагогической литературе развитие исследовательских умений анализируется достаточно глубоко. Данные умения рассматриваются психологами и педагогами как способность и возможность осуществлять исследовательскую деятельность, основываясь на знаниях.

Под исследовательскими умениями мы понимаем интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.

А.И. Савенков к исследовательским относит следующие умения: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы. наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения [1, с. 29, 30].

Я считаю, что подобные умения необходимо формировать у обучающихся уже на первой ступени общего среднего образования.

Технология опыта

Работу по развитию исследовательских умений провожу как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На занятиях  учебного предмета «Человек и мир» создаю условия для их формирования, систематически провожу занятия с элементами исследований, занятия-тренинги, занятия-исследования.

Исследовательские умения - это умения:

—     видеть проблемы

—     выдвигать гипотезы

—     задавать вопросы

—      давать определения понятиям

—      классифицировать

—     экспериментировать

 Основными и необходимыми условиями для их развития являются целенаправленность и систематичность. Именно от систематической работы, умения направить поиск, поддержать ребёнка, подбодрить его в момент отчаяния зависит успех работы. Чтобы исследования детей были успешными,  создаю  творческую рабочую атмосферу, налаживаю доверительные отношения с ними, поддерживаю их стремление к творчеству, не навязываю своё и уважаю их мнение и право на ошибку. Каждому ученику даю возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Само исследование должно быть посильным, интересным и полезным, поэтому учитываю психологические особенности детей. Иначе весь труд будет напрасным.

Работу по формированию и развитию исследователь­скихумений  начинаю  с первого класса. Как выбрать тему исследования? Сами дети не могли. Я предложила  темы, которые  наиболее близки первоклассникам и являются для них значимыми. Варианты тем: «Моё имя»,«Моя семья»,«Моя любимая игрушка», «Цветы на моей домашней клумбе», «Комнатные растения у меня дома», «Мой попугай Кеша». Остановились на теме «Наш родовод». Задействовали и родителей. Учащиеся  были поделены на группы. Кто-то составлял родословное древо своей семьи, кто-то - рассказ о выдающемся члене своей семьи, кто-то пытался разобраться в родственных связях. Работа получилась очень интересной. Каждый внес свой вклад в общее дело. Свою работу представили на школьной конференции «Ярмарка идей». Это был первый опыт коллективной исследовательской работы моих учеников.

Со второго полугодия первого класса каждый ребёнок завёл Дневник наблюдений, в котором зарисовывали, записывали (те, кто умел писать) данные, полученные в процессе проведения опытов, экспериментов, наблюдений за предметами, явлениями. Первое время фиксировать наблюдения дома  ребятам помогали  родители. Очень важно правильно организовать работу с родителями. Они стали моими помощниками и консультантами при выполнении исследований: так же, как и я, помогали  в поисках источников информации, координировали весь процесс, поддерживали  и поощряли детей, оказывали им помощь в изготовлении продукта. Ученик получал  необходимую поддержку не только в стенах школы, но и дома.

Для усвоения учащимися навыков проведения исследований проводила коллективные игры, использовала  за­гадки, ребусы, логические задачи, игры-исследования, ролевые игры, игры-путеше­ствия на другие планеты.   В игровой форме осваивали методы исследования: учились задавать вопросы са­мому себе, собеседнику; наблюдали  и обобщали; проводили  элементарные опыты.

В кабинете оборудовали  стенд «Маленький исследователь», где размещены материалы, помогающие осуществить учебное исследование: это методы исследования,  примерная тематика исследований, различные памятки: «Памятка исследователя» «Как составить план исследования?», «Как провести анкетирование?», «Как провести наблюдение?» (приложение 2).

Как развивать у  учеников школьного возраста специальные умения, необходимые в исследовательском поиске?

1. Развитие умения видеть проблему.Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Проблемами для наших  исследований  были, явления и предметы, с которыми дети  сталкивались в повседневной жизни: почему светит солнце? Почему играют котята? Почему попугаи и вороны могут разговаривать?

 Наблюдению необходимо учить. Поиск проблем дело непростое. Умение видеть проблему развивается в течение долгого времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития я подбираю специальные упражнения, начиная с первого класса.

Составить рассказ от имени другого персонажа. «Представьте, что вы вдруг стали маленькой капелькой воды ( пушинкой, снежинкой, скворцом, собачкой, птичкой зимой и т.д.)».

Опишите один день вашей жизни, составьте рассказ, используя данную концовку.  Например: «Желтый листок упал на землю» (Осенние явления в природе).

 Назовите как можно больше признаков предмета.Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет со свойствами, также хорошо известными (Вода, почва, домашнее или дикое животное, растение).

Сколько значений у предмета. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Проблема может возникнуть в любой жизненной ситуации. Надо научить ребёнка не только видеть эту проблему, но и находить пути её решения.

Ребёнок получил травму, поскользнувшись на льду. Зимой на скользкой дороге трудно удержаться на ногах. Почему это произошло? Так появилась проблема. Как же быть? Ведь нет,   наверное,  человека,  который  не падал?  Как избежать неприятностей  на скользкой дороге?  Сможем   ли  мы  сказать травме  НЕТ! Проблема заставила появиться на свет гипотезу.

2. Развитие умений выдвигать гипотезу. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Были выдвинуты следующие гипотезы : вероятность падения будет меньше, если подошва зимней обуви рельефная; возможно был высокий каблук; возможно был тонкий каблук; вероятно сапоги  были большие; возможно обувь старая; предположим, что стёрлась подошва.

Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. А тренируемся мы на самых простых упражнениях: давайте подумаем, как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь? Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если…

3. Развитие умения задавать вопросы. Важным условием для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы. В процессе исследования вопрос играет ключевую роль.  Как узнать возраст дерева?«Найди загаданное слово». Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся с ключевых  слов «что», «как», «почему», «зачем», «что бы было бы, если». Далее задания усложняются: учащимся предлагается сформулировать вопросы без ключевых слов.  Очень любят дети игру «Угадай,  о чем спросили». Ребенок выходит к доске, берет карточку с вопросом, читает ее, и, не проговаривая вопроса вслух, отвечает на него. Вопрос «Почему заяц зимой белый?» Ответ ребенка  - зайцу зимой очень легко прятаться в снегу, потому что у него белая шерсть. Очень нравиться моим ученикам игры:  «ДА-нетка», «Вы детки какой ветки?», «Дикое, домашнее» «Узнай животное по описанию»,  в процессе которого они учатся задавать вопросы , на которые можно ответить только «да» или «нет», игра «Аукцион вопросов» (Учащиеся рассматривают предложенную картинку и задают вопросы тому,  кто на ней изображён).

4. Развитие умений давать определение понятиям.Понятие – одна из форм логического мышления. Для их развития на занятиях я используюприемы: описание, сочинение-описание, игры. Описать объект, это значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем это отличается от других предметов?», «Чем это похоже на другие предметы?», сочинения – описания. «Деревья зимой»,  «Деревья осенью», игры «Угадай понятие» (Детёныш овцы ... ягнёнок, плоды дуба... жёлуди), игра «Разбросанное слово» (б р е ё а з). Составление и разгадывание кроссвордов я рассматриваю как упражнение для развития умения давать определения понятиям.

5. Развитие умений классифицировать. Обязательно надо научить детей классифицировать предметы и явления. Для этого на занятиях по предмету «Человек и мир» использую следующие упражнения: «Продолжи ряды». игра «Третий лишний», «Раздели на две группы», игра «Четвёртый  лишний»(василёк, ромашка, ландыш, папоротник), ааргументируйте свой выбор, игра «Назови одним словом» (Австрия, Беларусь, Россия, Германия).

6. Развитие умений наблюдать. Получить массу новых впечатлений, увидеть проблемы, сформулировать гипотезы мы сможем, побывав на экскурсиях. Во время их проведения мы наблюдаем за объектами в реальном окружении, ребятам проще делать выводы. С классом мы побывали  во многих уголках нашей страны. А сколько впечатлений было после экскурсии на агроусадьбу «Мир пчёл»? Ребята сформулировали гипотезы и приступили к их доказательству. идёт подбор информации.

Организовать наблюдения нам помогают экскурсии в природу.Например: Человек и мир: «Золотая осень» (Экскурсия в лес. 1 класс)

Цель: понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе, развивать детское восприятие и наблюдательность.

  • Посмотрите на небо, на что похожи облака? Какие они в пору золотой осени? (дети рассказывают, на что похожи облака).
  • Нарисуем мелом на асфальте облака (похожи на  барашков, на дым, на платок и т.д.).
  • Найдите берёзу, дуб, клён и встаньте около них (ведётся работа по группам).

Экскурсия по родной деревне (Человек и мир. 1 класс). Во время экскурсии обратили внимание на санитарное состояние улиц. Возле забора лежали пластиковые крышки. Возник вопрос: а можно ли их использовать повторно? Возникла проблема. Ребята сформулировали гипотезу: повторноеиспользование пластиковой крышки в домашних условиях и в школе возможно. Затем гипотезы необходимо проверить экспериментально.

Ребята объявили  акцию по сбору крышек«Крышку эту сохрани. Жизнь вторую подари!». Она продолжается и по сегодняшний день. Собранные крышки ребята передают на усадьбу, в д. Новая вёска, где из  них хозяева сделали целый городок домиков  для своих внуков. Мы всем классом побывали на экскурсии.

Для развития умения наблюдать я провожу с детьми такие упражнения: «Найди различия», «Убери лишний предмет», «Найди два одинаковых предмета», «Найди ошибки художника» , разгадай ребусы.

7. Развитие умений экспериментирования. Выбор эксперимента зависит от сезона, темы занятий, происходящих в мире событий. Самые интересные эксперименты - это опыты с реальными предметами и их свойствами. Широкие возможности для этого представляет программа учебного предмета «Человек и мир». При изучении во 2 классе тем «Оказание первой помощи при травмах ». «Правила поведения на льду  при катании на коньках и  санках» мы провели эксперименты с обувью (приложение ). Их целью было: в домашних условиях сделать накладки так, чтобы обувь не скользила в гололёд. Мои маленькие исследователи сделали сообщения , в которых их гипотезы подтвердились, либо были опровержены. После выступлений обязательно провели обсуждение. Что было самым трудным? Как вам поможет в жизни то, о чём вы узнали? Совместно составили  Памятку «Как нужно падать «правильно?» (приложение)  Всем классом, под руководством  учителя физкультуры тренировались правильно падать, группироваться при падении,  чтобы потом могли избежать  травм. Итогом стала исследовательская работа «Зимним травмам  скажем  НЕТ! Как сберечь себя от бед?».

Эксперимент «Свойства пластиковых крышек» Фрагмент из исследовательской работы «Крышку эту сохрани. Жизнь вторую подари!»

Пришли к следующим выводам: пластиковая крышка удобна в использовании и широко применяется в промышленности и медицине. Большинство семей учащихся выбрасывают пластиковые крышки. А  если подойти к этой проблеме творчески, то можно найти много способов применения пластиковой крышки в условиях школы и дома. Гипотеза подтвердилась: повторное использование пластиковой крышки в домашних условиях и школе возможно (приложение 3).

Так появилась исследовательская работа «Крышку эту сохрани. Жизнь вторую подари!». Впереди была защита работы. Докладчик в интересной форме передаёт сведения на конференции с презентацией. Оформляется стенд. Мы приглашаем родителей, учащихся начальных классов. Ребята поощряются призами.

Я думаю, что это только начало. Самые первые ступеньки на пути к открытию мы преодолели. Впереди нас ждут новые  открытия.

Я стараюсь вовлечь своих ребятишек в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся с младшего школьного возраста  в учебно-исследовательскую деятельность.

Результативность и эффективность опыта.

Ни для кого не секрет, что результативность работы  учителя - это достижения его учащихся. Что касается уровня учебных достижений по классу в целом, то можно отметить положительную динамику (таблица 1). Положительная динамика наблюдается и  при сравнении предыдущего и нынешнего наборов учащихся. По учебному предмету «Человек и мир» в третьем классе учащиеся показали высокие достижения (таблица 2).  За три года по данному направлению были достигнуты следующие результаты:

1. Повышение уровня сформированности у обучающихся умений ставить вопросы,  осуществлять наблюдения (таблица 3).

2. Расширение круга учащихся, у которых есть желание заниматься исследовательской деятельностью. Начинали работу с одним учащимся. а теперь вовлечены в работу уже шесть ребят. Творческая работа  сдружила ребят: проводим турниры знатоков, викторины, классные часы, приглашая ребят с других классов  (таблица 4).

3. Повышение результативности учащихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах

Второе  место в районной  дистанционной  олимпиаде для учащихся 3 классов по математике (Диплом 2степени). Четвёртое место в районной олимпиаде по математике. Четвёртое место в районной олимпиаде по белорусскому языку

Районный конкурс “Я - юный исследователь”. Работа “Клей. Друг ты мне или недруг? ” (диплом 2 степени 2013г). Работа “Зимним травмам скажем НЕТ! Как сберечь себя от бед? ” (Диплом 2 степени, 2014г). Номинация «Лучший стенд» (Диплом 1 степени, 2014г). Работа «Крышку эту сохрани. Жизнь вторую подари» (Диплом 2 степени, 2016г) (таблица 5).

Представление работы  «Зимним травмам скажем НЕІ! Как сберечь себя от бед? »  на районном родительском собрании (2014г) и на  областном родительском собрании «Безопасный мир детей через ответственность родителей» в г. Солигорску (2014г) (приложение 1). Представление работы  «Крышку эту сохрани. Жизнь вторую подари» на районном семинаре-практикуме «Организация профориентационной работы в учреждениях образования»  для директоров учреждений образования  (таблица 6).

Мой опыт был представлен на педагогическом совете школы. «Формирование и развитие  исследовательских умений младших школьников на занятиях по предмету «Человек и мир».Выступаю с докладами на методическом объединении учителей начальных классов.

В результате работы по развитию исследовательских умений на учебных занятиях по предмету «Человек и мир» мною собрана папка, которая содержит планы конспекты занятий-исследований, памятки юному исследователю, творческие проекты детей, научно-исследовательские работы моих учащихся, игры, кроссворды, загадки. Данным практическим материалом может  воспользоваться любой педагог школы при подготовке к занятиям.

Заключение

Опыт моей педагогической деятельности подтверждает успешность и эффективность использования в процессе обучения приёмов и методов исследования, способствующих развитию исследовательских умений на учебных занятиях по предмету «Человек и мир». Считаю целесообразным продолжить начатый опыт, применяя исследовательское обучение на других учебных занятиях, на следующий год организовать и проводить факультатив «Юные исследователи, или Ступеньки на пути к открытию». В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе,  на протяжении всей жизни.

Список использованных источников  

1. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие / А. И. Савенков. М., 2006.

2. Начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность при               изучении курса «Окружающий мир» Т. Н. Демидко.-Минск: Начальная школа, 2013.- 70 с.

  1. Воспитание и обучение. Формирование исследовательских умений у младших школьников Н. Н. Сандалова.
  2. Баштык, Е.Г. Юные исследователи, или Ступеньки на пути к открытию : факультативные занятия : 1-й класс : пособие для учителей / Е. Г. Баштык,       В. А. Самаль. - Минск : Адукацыя і выхаванне, 2016. - 112 с.

 Приложение 1

Памятка исследователя

Дорогой друг! Очень приятно, что ты хочешь быть исследователем.

Кто такой исследователь? Исследователь – это человек, который изучает какой-то вопрос, оформляет  свою работу письменно, а потом представляет результаты своего исследования другим людям, чтобы они оценили, как он справился с работой.

Очень хорошо, что ты уже выбрал тему своего исследования. Теперь настала пора рассказать тебе, как нужно правильно провести исследование.

  1. Сначала нужно подумать, зачем ты проводишь это исследование, то есть поставить цель своей работы.

2. Далее нужно выдвинуть гипотезу. О том, что такое гипотеза и как её выдвигать, тебе расскажет учитель.

  1. Затем необходимо собрать информацию по тому вопросу, который ты исследуешь. Существует много способов сбора информации.
  • Подумай самостоятельно?Что я сам знаю об этом? Что я могу сказать по этому поводу? Какие выводы я могу сделать из того, что знаю сам?
  • Посмотри книги по теме исследования. Запиши всю важную информацию, которую ты узнал из книг в «Папку исследователя».
  • Спроси у других людей. Возьми интервью.  Можно спросить учителя, маму, папу, знакомых, своих друзей, а также любых людей, которых ты выберешь сам. Запиши интересную информацию, которую ты получил от других людей в «Папку исследователя».
  • Посмотри телевизионные передачи или видеофильмы. Запиши то интересное и необычное, что ты узнал из фильмов и передач в «Папку исследователя».
  • Используй компьютер. Если у тебя есть компьютер, то ты можешь посмотреть материал по своему вопросу в Интернете. Запиши в «Папку исследователя» то новое, что ты узнал.
  • Понаблюдай. Запиши в «Папку исследователя» интересную информацию, которую ты получил с помощью наблюдений.
  • Проведи эксперимент, опыт. Запиши в «Папку исследователя» план и результаты своего эксперимента, опыта. О том, как провести эксперимент, тебе расскажет учитель.
  1. Теперь тебе необходимо разложить всю полученную информацию по порядку, выделить самое главное. В этом тебе может помочь взрослый. Запиши всю информацию по порядку в «Папку исследователя».
  2.   Итак, ты изучил вопрос, оформил работу письменно. Теперь нужно рассказать о своей работе одноклассникам, защитить своё исследование.

 Приложение 2

Фрагмент занятия по учебному предмету Человек и мир в 3-м классе

Тэма: «Скура. Яе значэнне для арганізма чалавека».

Мэта: фарміраваць у малодшых школьнікаў элементарнае ўяўленне пра скуру, яе значэнне для арганізма чалавека; садзейнічаць усведамленню вучнямі неабходнасці правільнага догляду скуры, выхаванню імкнення выконваць правілы догляду скуры; развіваць даследчыцкія ўменні, навыкі, устанаўліваць прычынна-выніковыя сувязі.

Абсталяванне: табліца «Скура», альбомы для малявання; губ­ная памада; лупа, сурвэткі папяровыя.

Ход заняткаў

2.        Пастаноўка праблемы. 

Заданні і пытанні

  • Паглядзіце на лімон. Які смак ён мае?
  • Пры дапамозе якога органа пачуццяў вы пра тэта можаце даведацца?
  • Якая ежа вам больш падабаецца?
  • Назавіце страву, якую вы не любіце. Чаму?
  • Як вы думаеце, чамуадну страву мы любім, а другую не?
  • Адгадайце загадку:

 Цела наша пакрывае,

Ад мікробаў засцерагае.

 Заўсёды будзем яе мыць,

 Каб прыгожым, чыстым быць. (Скура)

  • Што вы ведаеце пра скуру?
  1. Абагульненне і сістэматызацыя ведаў з уласнага вопыту

Практычныя доследы

  1. Сцісніце палец. Што вы адчуваеце? Сцісніце мацней. Апішыце свае адчуванні.
  2. Дакраніцеся рукой да ножкі крэсла. Што вы цяпер адчуваеце? Дакраніцеся да шыі. Апішыце свае адчуванні.

Вывад: скура можа адчуваць цяпло, холад, ціск, боль. Скура — орган дотыку, таму што мы адчуваем, калі дакранаемся да яе.

Настаўнік ставіць праблемнае пытанне: які орган пачуццяў самы галоўны?

Пасля выказванняў вучняў робіцца вывад: усе органы пачуццяў вельмі важныя, таму трэба пра іх шмат ведаць і даглядаць іх.

Медыцынская сястра знаёміць вучняў з дадатковай інфармацыяй.

Плошча скуры дарослага чалавека займае прыкладна 1,5—2 кв. м (паказвае дзецям тканіну, плошча якой 1,5 кв. м). Скура чалавека можа важыць да 3—4 кг. Таўшчыня яе ад 2 да 5—6 мм. Як вы думаеце, дзе скура са­мая тоўстая? (Ha пятках) Што трэба рабіць, каб скура бы­ла чыстай? Ці ведаеце вы, што скура аднаўляецца? Верхні яе слой злушчваецца, І вырастае новы. За свае жыццё чалавек губляе да 18 кг скуры!

  1.  Фізкультхвілінка.
  2.  Самастойная даследчая работа ў цэнтрах. Цэнтр эксперыментаў

Цэнтр даследаванняў

  1. Разгледзьце скуру праз лупу. Пастарайцеся ўбачыць маленькія адтуліны — поры.
  2. Навошта яны патрэбны? (Пора — гэта «кішэнька», у якую збіраецца скураны тлушч, неабходны, каб засцерагчы скуру ад сухасці, а таксама для падтрымання аптымальнай тэмпературы цела.)
  3. Злёгку намажце палец губной памадай, а затым прыцісніце яго да аркуша паперы. Параўнайце адбіткі — свой і сябра. Зрабіце выснову.
  4. Прачытайце артыкул «Чаму скуру называюць незвычайным адзеннем» у падручніку
  5. Адкажыце на пытанне: якое значэнне для арганізма мае скура?

6. Складзіце кластар на тэму: «Значэнне скуры». Пракаменціруйце.

Цэнтр творчасці

  1. Прачытайце артыкул «Як трэба клапаціцца пра скуру» ў падручніку на с. 109—110.
  2. Зрабіце малюнкі на тэму: «Сябры скуры».
  3. Складзіце апавяданне пра «сяброў» скуры.
  4. Адкажыце на пытанне: ці можа скура знішчаць мікробаў? Для гэтага прачытайце дадатковую інфармацыю ў вучэбным дапаможніку «Усё пра тваё здароўе».
  5. Прэзентацыя работы цэнтраў.

Приложение 3

Эксперимент «Свойства пластиковых крышек» Фрагмент из исследовательской работы «Крышку эту сохрани. Жизнь вторую подари!»

Эксперименты и результат 

№ эксперимента

Ход эксперимента

Вывод

Эксперимент 1

Я взяла стекло, керамику, жестяную крышку, кусочек пластиковой бутылки, пластиковую крышку. Эти материалы погрузила в воду: всё утонуло, кроме крышки.

 

Пластиковая крышка самая лёгкая

Эксперимент 2

 

Я положила несколько крышек на пол и походила по ним. Они не сломались, даже не помялись

 

Пластиковая крышка очень прочная.

Эксперимент 3

 

Начала нагревать над свечой стекло, керамику, металлическую крышку, пластиковую крышку.

 

При  нагревании только пластиковая крышка стала менять форму.

Эксперимент 4

 

На  пластиковую крышку капнула кислоты.

 

Кислота никак не повлияла на  пластиковую крышку.

 

Эксперимент 5

 

Попробовала сжечь пластиковую крышку. Сразу же увидела дым

и почувствовала  неприятный запах.

 

Сжигать  пластиковые  крышки нельзя –выделяются вредные вещества.

Эксперимент 6

 

В течении 1 недели мы всем классом собирали использованные пластиковые крышки.

 

Результат: За неделю собрали 280 штук.

  

Таблица 1

Учебный год

Высокий

Достаточный

Средний

Удовлетвори-тельный

 

Низкий

2014-2015

 

3ученика

13%

 

5 учеников

21%

4 ученика

16,5%

8 учеников

33%

4ученика

16,5%

2015-2016

 

6 учеников

25%

 

7 учеников

29%

4 ученика

17%

5 учеников

21%

2ученика

8%

2016-2017

(1четверть)

8 учеников

33%

10

42%

 

5

10%

1

4%

0

0%

Уровень учебных достижений  обучающихся 1-3 классовпо предмету «Человек и мир»

 Таблица 2

Уровень учебных достижений  обучающихся 3 классов

по предмету «Человек и мир»

Учебный год

Высокий

Достаточный

Средний

Удовлетвори-тельный

 

Низкий

2012-2013

 

2 учеников

13%

5 учеников

33 %

4 ученика

27%

3 учеников

20%

1ученика

7%

2016-2017

(1четверть)

8 учеников

33%

10

42%

 

5

10%

1

4%

0

0%

 

Таблица 3

Уровни овладения учащимися 3 класса исследовательских умений

Можно установить следующие уровни:

oнулевой уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).

o1-й уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

o2-й уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

o3-й уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

o   4-й уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).

Уровни

Учебный год

Результат

Учебный год

Результат

нулевой уровень

2013-2014

3

12%

2015-2016

0

0%

1-й уровень

11

46%

2

8%

2-й уровень

10

42%

5

21%

3-й уровень

0

0%

11

46%

4-й уровень

0

0%

6

25%

 

Таблица 4

Уровень учебных достижений  обучающихся 3 классов

Исследовательская деятельность учащихся.

Участие в районных конкурсах “Я - юный исследователь”

Учебный год

 

Тема

Результативность

2012-2013

 

«Клей. Друг ты мне или недруг? »

Диплом 2 степени

2013-2014

 

«Зимним травмам скажем НЕТ! Как сберечь себя от бед?»

Диплом 2 степени

2013-2014

 

«Зимним травмам скажем НЕТ! Как сберечь себя от бед?»

Номинация «Лучший стенд»

Диплом 1 степени

2015-2016

 

«Крышку эту сохрани. Жизнь вторую подари»

Диплом 2 степени

Таблица 5

Исследовательская деятельность учащихся.

Участие в районных родительских собраниях

Учебный год

Тема

 

2013-2014

 

«Зимним травмам скажем НЕТ! Как сберечь себя от бед?»

 

Таблица 6

Исследовательская деятельность учащихся.

Участие в областных родительских собраниях

Учебный год

 

Тема

2013-2014

«Зимним травмам скажем НЕТ! Как сберечь себя от бед?»

«Безопасный мир детей через ответственность родителей»  г. Солигорск